Воспитатель года России - 2018

Конкурсное задание «Педагогическая находка» (конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы по теме: «Сохраним природу»)

Цель: расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- развивать познавательный интерес к миру природы.

- обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

- закреплять знания о временах года.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Речевое развитие:

- продолжать работу по совершенствованию диалогической речи, умение отвечать на вопросы воспитателя развернутым и полным предложением.

Словарная работа: чахнуть.

Художественно – эстетическое развитие:

- закрепить умение составлять несложные сюжетные композиции из готовых фигур, размещать их на заготовке;

- закрепить технику наклеивания в определенном порядке, пользоваться клеем, салфеткой.

- обращать внимание детей на красоту окружающего мира.

Социально – коммуникативное развитие:

-формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

- развивать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Физическое развитие:

- способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Методы:

 Словесные: рассказ, беседа.

Наглядные: демонстрация слайдов.

Организационные: эмоциональная завязка.

Практические: эксперимент.

Создание среды для  организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, пластмассовая птичка, 2 емкости с водой, пластмассовые стаканы, воронки по количеству детей, фильтры, вата, макет муравейника, макет камней, корзинка, картинки: птичка, березовые листочки, червячок, солнышко, клей, доски для клея, заготовки для аппликации.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент. Приветствие.

Слайд 1. (Звучит музыка. Дети заходят и встают полукругом).

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Наталья Сергеевна. Хочу с вами познакомиться. А поможет нам красивая, маленькая птичка. К кому она подлетит назовет свое имя. (Дети по очереди называют свои имена).

-  А откуда к нам прилетела птичка?

- Где живут птички? (в лесу)

- Лес – это дом птиц, зверей и насекомых.

- Птичка приглашает нас посмотреть, как выглядит лес в разные времена года. Отправляемся в дорогу. А дорогу нам будет указывать наша птичка. (Несу птичку перед собой).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы с вами в лесу. Посмотрите, какая красота вокруг, пахнет лесом, птички поют, шумит листва.

- В какое время года мы попали?

Дети: весна

Слайд 2. 

 (Звучит сигнал SOS. Жалобная книга природы)

 (ГОЛОС КНИГИ (аудиозапись)

Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

Воспитатель. Что случилось, чей это голос? (Ответы детей).

Воспитатель. Так это ведь Жалобная книга природы. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, за помощью.

Слайд 3.

 (НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ).

Книга (голос аудиозапись)

Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Воспитатель: Чем мы можем помочь муравьям?

Дети: Камни снова на тропинку сложим.

Д\и «Тропинка».

Воспитатель: Дети, вам надо восстановить тропинку. Справитесь?

Дети восстанавливают тропинку.

Воспитатель: Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку по которой смогут ходить люди не затаптывая муравейник.

- А что могло произойти с муравьями, если бы мы не расчистили муравейник от камней?

Дети: они бы не смогли выползти поесть, попить и т.д.

Воспитатель: Вы знаете, еще бы они могли задохнуться, а знаете почему?

(ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы проверим это.

Эксперимент 1. Опыт с землей.

Воспитатель : Берем 2 емкости с водой и опускаем в одну горсть рыхлой почвы, а в другую поместим уплотненную почву. Проверяем в какой емкости оказалось больше пузырьков воздуха (наблюдаем).

Вывод: Отсюда следует, что в рыхлой почве больше воздуха, чем в уплотненной.

Воспитатель: Следует быть аккуратными, не затаптывать землю вокруг муравейника.

Слайд 4. (Картинка леса в  летний период).

Воспитатель: Вот мы попали в другое время года. Какое? (лето).

Слайд 5. (Изображение речки).

Воспитатель: Среди полей и лесов окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная, со студёной водой.

- Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Слайд 6. (Изображение грязной речки).

Сценка «Обитатели реки».

Слайд 7.

Жёлтая рыбка. Соседка, почему ты такая розовая?

Розовая рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод розовой. А ты почему такая фиолетовая?

Слайд 8.

Фиолетовая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и консервные банки и отходы. Вот и загрязнилась наша заводь. Что же нам дальше делать, как жить?

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Помочь рыбкам. Очистить воду.

Воспитатель: А как снова сделать воду прозрачной?

 Дети: Профильтровать.

Воспитатель: Что может, служить фильтром?

Дети: Использовать вату, уголь.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию, сейчас мы будем очищать воду от загрязнений.

 Эксперимент 2. Опыт по очистке воды.

Воспитатель: Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку поместите фильтр. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в воронку.

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

Воспитатель. Как изменилась прозрачность воды?

- Что, осталось на вате?

Дети: Частицы земли, песка.

Воспитатель. А что же делать заводам, чтобы они не загрязняли водоёмы? Дети: Строить очистительные сооружения.

Воспитатель: У нас остались еще фильтры. Мы отправим посылку директору завода, пусть он установит их у себя на заводе.

Отправляю посылку.

Воспитатель: А пока дойдет до адресата мы с вами повеселимся.

Физ. минутка.

Слайд. 9

Появляются рыбки.

Аудиозапись: Спасибо вам девочки и мальчики за посылку.  Теперь вода в нашей речке стала чистой и прозрачной.

Воспитатель: Присядем, отдохнём и послушаем голоса птиц.

Слайд 10 (осенний лес и голоса птиц).

Воспитатель: А в  какое время года мы сейчас попали?

Дети: Осень.

Воспитатель: Как вы узнали, что это осень?

Дети: На деревьях листья пожелтели.

Слайд 11. (Лес и сигнал sos).

Слайд 12. Берёза (голос).

Береза (аудиозапись). Ребята, за что же люди так меня обидели? Я так старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком. Мои березовые листочки и почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки – радуют глаза свой красотой. А люди за это обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а еще и подожгли его. Ох! Ох! Ох!

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье

Для нашей березки мы приготовили подарки

 (дарим подарки, объясняя их значение):

Воспитатель: Что мы подарим березке?

Дети: мы подарим дождевого червячка.

Воспитатель: Как он поможет березке?

Дети: Он сделает землю плодородной, и она будет кормить ее.

Воспитатель: Что еще мы подарим березке?

Дети: мы подарим ей птицу.

Воспитатель: Как она поможет березке?

Дети: Она будет ей другом и спасет от гусениц.

Воспитатель: Что еще мы подарим березке?

Дети: подарим ей солнышко.

Воспитатель: Как оно поможет березке?

Дети: Оно светит ярко – ярко, согреет ее, поможет листочкам окраситься в зеленый свет;

Воспитатель: Что еще подарим березке?

Дети: Подарим ей капельку воды, пусть она напоит и умоет ее.

Воспитатель: Что еще мы подарим березке?

Дети: подарим ей зеленые листочки – пусть их вырастет много-много; они будут шуметь, а мы придем послушать шум и спрячемся под ними от жаркого солнца;

Слайд 13. (Берёза)

Береза: Спасибо вам, добрые дети, за подарки, и научите других помогать природе.

Слайд 14. (Картинка зимнего леса).

Воспитатель: А в каком времени года мы сейчас оказались?

Дети: Зима

Слайд 15.

На экране появляется птичка.

Птичка (аудиозапись):  Зима холодная настала, кушать нечего нам стало.

Воспитатель: А как мы сможем накормить птичек?

Дети: изготовить кормушки.

Воспитатель: У меня есть кормушки, но мне нужна ваша помощь. Их нужно украсить.

Продуктивная деятельность. Дети украшают кормушки.

Воспитатель: вот эту кормушку я отправляю птичкам в лес.

- А эту вы повесите у себя на участке, чтобы птички не голодали зимой.

- Какие вы молодцы, накормили птичек.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Где мы с вами побывали? А как мы помогали обитателям леса?

Слайд 16. Посмотрите на экран – это правила поведения в природе. Назовите как нужно вести себя в лесу.

Спасибо за то, что вы помогли лесным обитателям, дарю вам эмблему защитника леса. Вы ребята молодцы! До свидания ребята, будьте здоровы и не забывайте  оберегать природу!

 

Мастер-класс для педагогов «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»

Цель: оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

  • Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
  • Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  • совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
  • способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Участники мастер-класса: присутствующие и участники конкурса «Воспитатель года России – 2018».
Количество участников: до 10 человек.
Длительность проведения: 15 минут. 

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук; восковые карандаши, конверты с пословицами с заданием по составлению сказки; листы бумаги; таз с водой, коробочки с камешками, песком, листочками, фантиками; пластмассовые рыбки.

Ход мастер-класса:

  1. Вводная часть.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников».

Существует множество традиционных форм работы  с детьми для воспитания экологической культуры, и сегодня я хочу обратить ваше внимание на инновационный метод сказкотерапии. Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка, являясь естественной составляющей его жизни.

Мы с детьми сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории и добавляем элементы поведения в природе, отражая экологические проблемы ближайшего окружения, таким образом, мы призываем дошкольников беречь природу.

Наряду со сказкотерапией в своей практике также применяю опытно-экспериментальную деятельность, которая позволяет исследовать,  открывать, изучать - делать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, в которой  ребенок задействует все анализаторы (слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения), а также самовыражаться.

  1. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, приглашаю желающих принять участие в моем мастер – классе (3 человека).

У каждого из вас будет свое задание, с которым вы ознакомитесь самостоятельно. Я надеюсь, что наша работа будет плодотворной.

Пока коллеги работают, я вам расскажу сказку, но для этого я попрошу выйти пять человек, которые мне помогут.

Исследование влияния на воду природного материала.

Жил-был маленький прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер.

Предлагаю подуть на воду в тазу так, как это делает ветер.

ВОПРОС:  Что стало с водой?

В прудик попали мелкие камушки, песок, листья с деревьев.

  1. Бросаем в воду камешки и наблюдаем, как на воде образуются круги. 

ВОПРОС: Где оказались камушки?

  1. Насыпаем в воду песок и подождем некоторое время.

ВОПРОС: Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной?

  1. Бросим в воду листья.

ВОПРОС: Что происходит с листьями в воде?

Как вы думаете, хуже стало Прудику от того, что в воде оказались камушки, песок, листочки?

Конечно, нет, природный материал не приносит вреда Прудику.

Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки.  И рыбкам хорошо жить в таком пруду.

Исследование причин загрязнения воды.

Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты. Фантики они бросали в воду и пакет от конфет тоже бросили в воду. А потом подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду.

Бросаем в таз фантики, пакет, выльем в него окрашенную воду .

ВОПРОС: Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Пакет? Видны ли теперь камешки в пруду?

Прудику сделалось плохо. От грязи  вода в нем стала мутной, и он загрустил.

А теперь понравится золотым рыбкам жить в такой воде? Конечно, нет.

А теперь давайте назовем те предметы, которые нельзя кидать в пруд. Подумайте, что нужно сделать, чтобы Прудику было хорошо?

ВОПРОС: как по –вашему мнению, правильно ли поступили дети, оставив мусор?

- А вы, дорогие коллеги, как бы поступили в данной ситуации?

- Чему вас научила сказка?

- Что больше всего запомнилось?

Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

Выступление педагогов с выполненными заданиями.

А сейчас послушаем наших коллег. У них было задание – на листе бумаги, с помощью красок, кратко изобразить содержание экологической сказки.

- Какое у вас было задание?

- Как называлась ваша сказка?

-Расскажите, что вы изобразили?

3. Заключительная часть. Рефлексия.

 - Коллеги, что из увиденного вы будете применять в своей дальнейшей работе с детьми?

Сейчас вы увидели,  как наши участники проиллюстрировали данные сказки, а теперь посмотрите на эти же сказки глазами детей.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели мастер-класс по проблеме использования экологических сказок в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста. Сказкотерапия является эффективным способом воспитания, способствующим экологическому развитию дошкольников.

Я стараюсь увлечь его этим видом деятельности, помня высказывание мудреца: «Ребёнок - это не только сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Я хочу пожелать успехов в вашей не легкой работе и надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам в этом!

Матвеева Наталья Сергеевна

Матвеева Наталья Сергеевна,

Воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Сказка» села Дивного

Дата рождения: 27 февраля 1984 год

Образование: Ставропольский государственный университет; специальность «Педагог-психолог», 2007 год.

Трудовой стаж: 10 лет

Педагогический стаж: 10 лет

Дополнительное профессиональное образование:  ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО переподготовка по программе «Дошкольная педагогика и психология» 

Педагогическое кредо: «Творить, пробовать, искать и развиваться»

Подробнее...

Эссе «Я – педагог»

       Выбрав профессию педагога, учителя, я с уверенностью планировала свою педагогическую деятельность в школе, но судьба привела меня в детский сад, где я и работаю уже на протяжении 10 лет.

       Изо дня в день я спешу на работу, вижу улыбки детей, их радость в глазах при встрече, чувствую удовлетворение от того, что они усвоили что-то новое, и без этого уже, наверное, не могу!

       Развитие и воспитание ребёнка – это одновременно сложный и увлекательный процесс, а для меня важно, что я тоже являюсь его участником, передавая свой опыт и творческие идеи подрастающему поколению.

        Я учу детей делать маленькие, но уверенные шаги в большой мир!

      «Педагог», «воспитатель»,  для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций. Потребности современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям.

        Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты психолога, наставника, друга, артиста, он учит, развивает, помогает и поддерживает, он вкладывает в ребёнка самое лучшее и сохраняет то лучшее, что в ребёнке уже есть. А сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель. Ему приходится делать все: рисовать, шить и вязать, заниматься цветоводством и огородничеством, петь с детьми и танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, совершенствовать свое педагогическое мастерство, облагораживая свою душу, поднимаясь вверх, ступенька за ступенькой, творить себя. Быть воспитателем в современном мире - значит иметь терпение, сострадание, это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, не подавлять личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой.

         Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

        Великий педагог Г. Песталоцци сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».

       Действительно, без любви не может быть воспитателя. И настоящий воспитатель любит всех ребят: робких и смелых, медлительных и бойких, разговорчивых и застенчивых, находит в каждом свою изюминку, каждому отдает частичку сердца.

       Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и приветлив мир, в котором мы все живём. Стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь. Стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь воспитатель должен ох как много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.

        Я стараюсь жить по принципу: относись к детям так, как бы ты хотела, чтобы они относились к тебе. Я не всезнайка. Поэтому постоянно учусь сама, чтобы научить других. Я давно рассталась с детством, но позволяю детям учить меня тому, что знают и умеют они. Стремлюсь принимать детей такими, какие они есть.

       Думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не откроют новых планет и законов физики, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни и тому, что они есть на этой планете, – это уже счастье, это смысл существования человека на Земле.

       А я… Я буду знать, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!

CMS "Joomla!"

Copyright © 2014. Divsand.