Мастер-класс "Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях по ФЭМП".

Цель:  Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении   технологией  развития логического мышления через использование занимательного математического материала.  

Задачи:

- Активизировать  мыслительно-поисковую деятельность педагогов,  развивать логическое мышление;

- Совершенствовать педагогическое мастерство  воспитателей в вопросах познавательного развития  дошкольников;

- Развивать умение использовать полученные знания в своей педагогической деятельности;

Участники мастер-класса:  присутствующие на конкурсе «Воспитатель года России – 2019» педагоги.

Количество участников: 5 человек

Длительность проведения:  15 минут

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование,  ноутбук, презентация,  карточки с заданиями,  счетные палочки.

Ход  мастер-класса:

1.Ввводная часть.

Уважаемые коллеги,  сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс    «Развитие логического мышления у старших дошкольников  на занятиях по ФЭМП».

Приглашаю желающих принять  участие в моем мастер-классе  (5 человек).

У каждого из вас будет свое задание,  с которым вы ознакомитесь самостоятельно.    Я надеюсь,  что наша работа будет плодотворной.

2.Теория вопроса.

         Математика, как и многие науки, зародилась в древности из попыток человека научиться ориентироваться в естественном мире. «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного», - писал Аристотель.

         Освоение этого «порядка» является важным условием стабильности и успешности человеческой жизни. Главным инструментом в этом процессе является мышление – высший психический процесс, выгодно отличающий человека от всех остальных существующих форм жизни.

         Основная функция мышления – познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

         Процесс мышления ребенка – это поиск и открытие нового при решении проблем, с которыми он сталкивается.

Развитие мышления протекает в двух направлениях:

Формы мышления

Мыслительные операции

  1. Понятия отражают существующие свойства, связи и отношения предметов и явлений;
  2. Суждения – утверждение или отрицание сведение о предметах, их признаках и отношениях;
  3. Умозаключения – из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Образуется двумя способами:

- непосредственно, когда выражается то, что воспринимается;

- опосредованно.

1. Анализ

2. Синтез

3. Абстрагирование

4. Сравнение.

5. Обобщение

6. Конкретизация.

         Под развитием логического мышления ребенка подразумевается формирование логических приемов мыслительной деятельности (умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, на основе их выстраивать простейшие умозаключения).

         Для старших дошкольников овладение логическими операциями является залогом успешного обучения в школе.

         Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, одна из самых универсальных форм развития мышления. В ней органично сочетается и познание нового, и установление связей между предметами и явлениями, умение планировать, делать выводы и многое другое.

         Существует большое количество игр, направленных на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

         В этом возрасте происходят важнейшие изменения психики, складываются новые формы отношений с окружающими, появляются зачатки новой более сложной деятельности – учебной. Создание мотивов освоения этой новой для ребенка деятельности одна из главных задач педагога. Научить дошкольника пользоваться новыми мыслительными операциями, воспитать интерес и «вкус» к математическим заданиям, как особой области человеческого познания.

         Эту важную роль могут выполнить логические задачи, специальные задания на развитие памяти, внимания и восприятия, где увлекательным становится сам процесс решения задания.

3.Практическая  часть

Уважаемые коллеги!  Скажите,  пожалуйста,   вы справились  с заданиями?  Вам было легко решать логические задачи,  которые я для вас приготовила?  Вот видите,  что если даже вы испытали затруднения при выполнении заданий,  то неподготовленному ребенку  это будет во много раз  сложнее. 

Все задачи на логическое мышление делятся на з вида: 

  1.  На развитие слухового внимания и  установление причинно-следственных  связей.  Например:   на столе  стоит  3 стакана с ягодами.  Вова съел  1 стакан.  Сколько стаканов осталось.
  2. Задачи на развитие пространственных  представлений. К этой категории относятся задания со счетными палочками,  «Танграм»,  «Колумбово яйцо»  и др.
  3. Работа с лабиринтами, планами и схемами.

    И сейчас я хочу  на практических  примерах познакомить вас с  системой подготовки  мышления ребенка для выполнения таких заданий.  

Работа с презентацией: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

3.Заключительная  часть.

Уважаемые  коллеги!  Сегодня вы на практике смогли  убедиться, что использование  принципа  «от простого к сложному» способствует эффективному  развитию  логического мышления детей  старшего дошкольного возраста,  делает  занятия по формированию  элементарных  математических  представлений  более занимательными,  интересными,  формируют  навыки  учебной деятельности.

Я  хочу  пожелать вам успехов  в  вашей нелегкой  работе и надеюсь,  что этот  мастер-класс  поможет  вам   в этом!

CMS "Joomla!"

Copyright © 2014. Divsand.